Отпуск нефтепродуктов может осуществляться различными способами, включая железнодорожный, водный, автомобильный транспорт, а также через автозаправочные станции (АЗС). Каждый из этих способов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при планировании и проведении перевозок.
Железнодорожный транспорт:Нефтепродукты перевозятся в железнодорожных цистернах, бункерных полувагонах и крытых вагонах, расфасованные в тару, согласно ГОСТ 1510-84.
Для перевозки используются:
Цистерны с универсальным сливным прибором и 4- и 8-осные цистерны грузоподъемностью от 60 до 120 тонн (маркируются как "Бензин").
Цистерны с верхним сливомЦистерны со сливным прибором старой конструкции (маркируются как "Нефть").
Перевозка светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо и др.) разрешена только в цистернах с маркировкой "Бензин". Нефтепродукты наливаются до уровня, предусмотренного "Правилами перевозок грузов" МПС, чтобы избежать перелива. Важно предотвращать потери светлых нефтепродуктов от испарений, образования пены и зарядов статического электричества.
Цистерны, бункерные полувагоны и крытые вагоны готовятся к перевозке за счет железной дороги, а пригодность их к перевозке проверяется отправителем. Масса нефтепродуктов определяется грузоотправителем, и на расфасованный продукт составляется спецификация, которая прикладывается к железнодорожной накладной.
Водный транспортСудно, предназначенное для перевозки нефтепродуктов, должно быть технически исправно и подготовлено по ГОСТ 1510-76. Перед погрузкой представители нефтебазы и пароходства совместно измеряют остаток нефтепродукта в танках судна. Масса нефтепродуктов при наливе определяется грузоотправителем.
Пробоотбор осуществляется согласно требованиям ГОСТ 2517-80. Из отобранных проб составляется средняя проба и разливается в бутылки для анализа при приемке-сдаче и для арбитражного анализа. После погрузки танки пломбируются по согласованию между грузоотправителем и пароходством.
Документы, сопровождающие перевозку, включают накладные формы ГУ-9 для речных перевозок и коносаменты формы КСр-7 для морских перевозок, а также паспорт качества погружённого нефтепродукта.
Автомобильный транспортНефтепродукты отпускаются потребителям по нарядам, поступающим от территориальных управлений или госкомнефтепродуктов союзных республик. На основании наряда каждому потребителю открывается карточка учета исполнения договора, в которой отражается масса отпущенных нефтепродуктов.
Потребители могут заказывать централизованную доставку нефтепродуктов или осуществлять самовывоз. Автоцистерны с нефтепродуктами пломбируются нефтебазой, за исключением случаев самовывоза. Поставка может осуществляться с других нефтебаз по специальным направлениям, выдаваемым фондодержателем.
Автозаправочные станции (АЗС)Отпуск нефтепродуктов на АЗС осуществляется в строгом соответствии с инструкциями по учету талонов на нефтепродукты, отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам и за наличные деньги. Операторы автозаправочных станций должны следовать инструкциям, утвержденным Госкомнефтепродуктом СССР, для обеспечения правильного и безопасного отпуска нефтепродуктов, эта же инструкция N 06/21-8-446 регулирует учет нефтепродуктов на АЗС.
Каждый из способов отпуска нефтепродуктов требует тщательного соблюдения технических норм и правил, чтобы обеспечить сохранность и качество перевозимых продуктов, а также безопасность всех участников процесса.
Учет нефтепродуктов является важной и сложной задачей, требующей строгого соблюдения нормативных и технических требований. Это неотъемлемая часть общей системы управления ресурсами, которая требует комплексного подхода и постоянного совершенствования. Только при условии строгого соблюдения всех нормативных требований и стандартов можно обеспечить надежный и эффективный контроль за движением нефтепродуктов от производителя до конечного потребителя.
Учет нефти и нефтепродуктовКоличественный спецучет нефтяной продукции на автозаправочной станции регламентирована существующими нормативными документами. Самый главный из них – Руководство о порядке принятия, хранения и отпуска нефтяной продукции.
Данное количество может варьироваться в зависимости от перепадов температуры воздуха либо от физико-химических свойств горючей продукции. Чтобы качественно организовать правильный учет отпуска нефтепродуктов на автозаправочной станции, требуется брать в расчет множество параметров.
Стоит отметить, что нередко в одной емкости оказываются продукты, пусть и относящиеся к одной торговой марке, но созданные разными изготовителями. По этой причине они отличаются сортом и некоторыми другими деталями.
Потом важно обратить внимание на:- материально ответственных сотрудников станции;
- порядок проведения спецучета и подготовку процедуры, включая также саму систему, оборот документации и частоту инвентаризации;
- состав комиссии, которая будет проводить проверку;
- тех сотрудников, чья обязанность – контроль порядка и достоверности спецучета.
Подготовка правильной организации учета на АЗС предполагает конкретизацию таких важных показателей как объемы нефтяной продукции в резервуарах (в каждом отдельно), горючей жидкости в технологических трубопроводах и продукции, отпущенной через колонки.
Для ускорения процесса объемы указываются в литрах. Но в целях точности не будет лишней перепроверка в кг или тоннах. Такой подход связан с тем, что показатели веса, в отличие от плотности либо объемов, стандартно являются постоянными в отношении количественного значения, ведь не поддаются влиянию внешних условий.