Перевалка нефти и нефтепродуктов производится различными видами транспорта. У каждого типа транспортировки есть положительные и отрицательные стороны. Самым быстрым считается воздушный, но он требует крупных финансовых трат и мер безопасности. Поэтому этот вид перевозки используют редко, лишь при экстренных ситуациях и невозможности доставить продукты другим способом: при недоступности местности, для военных целей и пр.
Нефтяные перевозки по ЖД привязаны к нефтегазовым бассейнам. Стоимость их связана с направлением и расстоянием. Некоторые из них сильно загружены. Их объемы велики: например, по Азербайджанской ЖД каждый год перевозится до 14 млн. тонн нефти и продуктов из нее, и эта цифра продолжает расти. Этот способ перевозки удобен при больших расстояниях, для небольших целесообразно применять автоцистерны.
Танкеры удобны и используются для перевозок по воде. Переправка рекой снижает траты до 15% в отличие от цены железнодорожной транспортировки, и на 40% – автомобильной. Транспортировка топлива Ж\д путями повышает стоимость груза. В автоперевозках рентабельность ограничена расстоянием в 300-400 км.
Из-за высоких требований к безопасности нефтеперевозчикам приходится совершенствовать техническое оснащение. Со временем производство и перевозка продукции становятся все более безопасными. Повышаются объемы потребления, открываются новые месторождения нефти, поэтому совершенствуются все виды транспорта и создаются новые.
Температурный режим при перевалкеФЗ РФ и ДОПОГ установили разные схемы, по которым возможно классифицировать нефтепродукты, разделяя их на группы по температурам вспышки. По ГОСТу 12.1.044—89 жидкая продукция с пониженной температурой вспышки относится к следующим классам: легковоспламеняющаяся, которая не должна превышать +61 градус по Цельсию; особо опасная – +28 градусов.
В ДОПОГ товары классифицируются по транспортной опасности, оценивается их возможное вредоносное воздействие на людей, животных, окружающую среду и инфраструктуру во время транспортировки. Классификация дает возможность скрупулезнее подойти к требованиям к перевозке нефтяных продуктов, учитывая потенциальную опасность.
Согласно ДОПОГ нефтепродукты относятся к классу 3 («Легковоспламеняющиеся жидкости») или 9 («Прочие опасные вещества и изделия»). Разделение производится с учетом температуры вспышки, воздействия на внешнюю среду и прочих характеристик.
Производные нефти, у которых температура вспышки превышает 60°С и которые могут транспортироваться без нагрева и не вредны для окружающей среды, не относятся к категории опасных грузов согласно ДОПОГ.
Где делается перевалкаНефтепродукты транспортируют чаще на водном, автомобильном и железнодорожном транспорте. Для перевозки топлива по воде используются трубопроводы, находящиеся на берегах рек. Для этого вида перевалки нужна разрешительная документация.
Происходит перевалка нефтепродуктов на нефтебазе и в других перевалочных пунктах на пути следования, где перегружают продукцию:
- Ж\д терминалы. Это грузовые станции, расположенные на центральных магистралях и в тупиках Ж\д путей.
- Перевалочные спецплощадки. Места перетарки, удобные для движения автомобильных транспортных средств.
- Порты. Это пункты приема и отправки грузов вблизи воды, на которых есть склады, краны, погрузочная техника.
- Пункты хранения грузов. Они нужны для складирования продукции, которую нужно транспортировать. Обычно располагаются поблизости к портам, специальным автомобильным площадкам и грузовым ж/д станциям.
В морских перевозках можно просто перенести контейнеры с одного судна на другое.
Перевозка горюче-смазочных материалов возможна только с соблюдением строгих правил и применением специальной техники. Транспортное средство обозначают опознавательными наклейками, а маршрут выстраивают в обход крупных населенных пунктов или его центров.
Услугу перевалки нефтепродуктов осуществляют специализированные компании. Обычно они располагают собственным автопарком и могут в срок доставить продукцию с соблюдением правил безопасности.